Рекомендации по проведению упражнений артикуляционной гимнастики
Проводить артикуляционную гимнастику нужно ежедневно, чтобы вырабатываемые у детей навыки закреплялись. Лучше выполнять упражнения 3-4 раза в день по 3-5 минут. Не следует предлагать детям более 2-3 упражнений за раз.
Каждое упражнение выполняется по 5-7 раз.
Статические упражнения выполняются по 10-15 секунд (удержание артикуляционной позы в одном положении).
При отборе упражнений для артикуляционной гимнастики надо соблюдать определенную последовательность, идти от простых упражнений к более сложным. Проводить их лучше эмоционально, в игровой форме.
Из выполняемых двух-трех упражнений новым может быть только одно, второе и третье даются для повторения и закрепления. Если же ребенок выполняет какое-то упражнение недостаточно хорошо, не следует вводить новых упражнений, лучше отрабатывать старый материал. Для его закрепления можно придумать новые игровые приемы.
Артикуляционную гимнастику выполняют сидя, так как в таком положении у ребенка прямая спина, тело не напряжено, руки и ноги находятся в спокойном положении.
Ребенок должен хорошо видеть лицо взрослого, а также свое лицо, чтобы самостоятельно контролировать правильность выполнения упражнений. Поэтому ребенок и взрослый во время проведения артикуляционной гимнастики должны находиться перед настенным зеркалом. Также ребенок может воспользоваться небольшим ручным зеркалом (примерно 9х12 см), но тогда взрослый должен находиться напротив ребенка лицом к нему.
Организация проведения артикуляционной гимнастики
Взрослый рассказывает о предстоящем упражнении, используя игровые приемы.
Взрослый показывает выполнение упражнения.
Упражнение делает ребенок, а взрослый контролирует выполнение.
Взрослый, проводящий артикуляционную гимнастику, должен следить за качеством выполняемых ребенком движений: точность движения, плавность, темп выполнения, устойчивость, переход от одного движения к другому. Также важно следить, чтобы движения каждого органа артикуляции выполнялись симметрично по отношению к правой и левой стороне лица. В противном случае артикуляционная гимнастика не достигает своей цели.
И самое важное! Нужно один раз научиться отработать эти занятия правильно и чётко. Вначале это не просто, не быстро, зато потом будут видимые результаты!!!
Комплекс артикуляционных упражнений:
|
"Окошко" |
|
"Чистим, зубки" |
|
"Месим тесто" |
|
"Чашечка" |
|
"Дудочка" |
|
"Заборчик" |
|
"Маляр" |
|
"Грибочек" |
|
"Киска" |
|
"Поймаем мышку" |
|
"Лошадка" |
|
"Пароход гудит" |
|
"Слоник пьёт" |
|
"Индюки болтают" |
|
"Орешки" |
|
"Качели" |
|
"Часики" |
|
"Блинчик" |
|
"Вкусное варенье" |
|
"Шарик" |
|
"Гармошка" |
|
"Барабанщик" |
|
"Парашютик" |
|
"Загнать мяч в ворота" |
Чтобы ребенок от раза к разу охотно выполнял артикуляционную гимнастику, можно проводить ее в веселой, привлекательной форме сказки «О Веселом Язычке», придумывать свои истории. Каждый раз можно рассказывать новую историю. Взрослый рассказывает сказку, демонстрируя артикуляционные движения. Ребенок их повторяет.
Утро язычка
Утром язычок делал зарядку. Чистил зубы, полоскал рот, умывался (имитировать данные слова). Потом выглядывал на улицу: смотрел налево, направо, вверх, вниз (поднимать, опускать, поворачивать в разные стороны). Язычок несколько раз обегал дом сначала в одну сторону, затем в другую (круговые движения языком в разные стороны). Сделав несколько дыхательных упражнений (вдох носом, выдох ртом) возвращался домой и захлопывал дверь (сжать зубы), задергивал занавески (сомкнуть губы).